О нас:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Гимназия № 24 имени Бориса Львовича Розинга"

Правовое просвещение

ИМЕЮ ПРАВО, НО ОБЯЗАН

Итак, права человека – это установленные и охраняемые государством нормы и правила, которые определяют возможность пользоваться различными благами.

Что же такое ответственность?

Ответственность – это определенный круг действий, обязательных для выполнения, которые закреплены в законодательных документах.

Современная реальность такова, что любое твоё право ограничивается обязанностью, и чтобы быть в гармонии с собой, чтобы чувствовать себя свободным, зачастую достаточно владеть знаниями о своих правах и обязанностях.

Ниже представлено сравнение прав и обязанностей детей, а также ответы на самые частые вопросы относительно школьных ситуаций, рекомендуем ознакомиться.

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ) УЧАЩИХСЯ

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Интересы детей упоминаются во многих статьях СК РФ, регламентирующих отношения между родителями и детьми:

  • при определении права ребёнка на совместное проживание с родителями (ст. 54);
  • при предоставлении ребёнку права выражать свое мнение (ст. 57); 
  • при решении вопроса об изменении имени и фамилии ребёнка (ст. 59).

В интересах детей родители (опекуны, попечители) должны по мере возможностей заниматься их правовым просвещением — рассказывать о законодательстве, о прибавлении ответственности с прибавлением возраста, о последствиях нарушения законов и правил. Однако для этого родители должны в какой-то мере разбираться в правовых вопросах.

Поэтому методические рекомендации по правовому просвещению подростков включают тему правового просвещения родителей, которое должно быть ориентировано на обеспечение защиты прав ребёнка и обеспечение его безопасности.

Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся направлена на:

  1. утверждение у родителей навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на правовых и моральных ценностях общества;
  2. профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;
  3. освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  4. развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции.

Отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Видя пример жизни в обход закона или в ситуации его нарушения, ребёнок не воспринимает право как ценность общества, как его основу, сам может своими делами и поступками тоже нарушать закон. В подобной ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило важность правового просвещения родителей, их юридической и психологической подготовки.

Особенно это касается родителей детей старшего возраста, так как именно переходный период подростков — зачастую огромная проблема для семьи. Не понимая психологических причин отклоняющегося поведения детей, не зная правовых последствий такого поведения, не умея общаться с повзрослевшими личностями, уменьшая внимание к своим детям по мере их взросления, родители совершают много ошибок, которые могут негативно сказаться на будущем ребёнка и всей семьи.

Особенностью родителей подростков является то, что они, в отличие от родителей младших школьников, меньше контактируют с образовательными учреждениями, ослабляют контроль за детьми, нередко предоставляя им полную свободу действий.
Правовое просвещение не только даёт родителям знания в области права и законодательства, но и помогает им осознать ответственность за судьбу своих детей, способствовать их адаптации к окружающей жизни наименее болезненным образом — путём своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.

Родителям необходимо знать о/об:

  1. правах ребёнка, защите прав ребёнка;
  2. обязанностях родителей в отношении детей;
  3. наказаниях за нарушение прав ребёнка;
  4. ответственности родителей за поведение несовершеннолетних детей;
  5. возрастных особенностях детей, проблемах взросления и их криминологических аспектах;
  6. состоянии и особенностях детской преступности, видах правонарушений несовершеннолетних и мерах их предупреждения;
  7. актуальной криминогенной ситуации в городе и микрорайоне, действиях в этой ситуации, статистике правонарушений и несчастных случаев;
  8. конкретных примерах сложных и конфликтных жизненных ситуаций и их правовой стороне;
  9. полномочиях правоохранительных органов и социальных служб, отвечающих за работу с детьми;
  10. органах защиты детей, службах, в которые можно обратиться в трудных случаях и т.п.

Целью политики в сфере защиты прав семей с несовершеннолетними детьми является сохранение института семьи, создание государством благоприятных условий для выполнения родителями важнейшей социальной функции воспитания детей, профилактика и предупреждение семейного неблагополучия, поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.

Важную роль должны играть родители в нравственном воспитании, они обязаны помогать подросткам в усвоении системы общечеловеческих ценностей.

Формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания.
  2. Лекции.
  3. Консультации. Встречи с юристами, психологами, педагогами, медиками, санитарными врачами, работниками правоохранительных органов.
  4. Родительские конференции
  5. Наглядные формы
  6. Организация акций, проводимых совместно родителями и детьми
    Участие в общих мероприятиях совместно родителей и детей

«Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми», — писал А.С. Макаренко.

А как же должно строиться взаимодействие между детьми и родителями?

Чем регламентируется поведение родителей?

Ответы на эти вопросы можно найти ниже.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Вопрос: Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ.

Каждый учитель имеет право:

  1. На свободу преподавания, выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
  2. На свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  3. Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания;
  4. Право на выбор учебных пособий в соответствии с образовательной программой;
  5. Право на осуществление научной, научно-технической, исследовательской и творческой деятельности и т.д.

 Каждый учитель обязан:

  1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
  2. Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  3. Развивать у обучающихся познавательную активность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  4. Систематически повышать свой профессиональный уровень;
  5. Соблюдать Устав образовательной организации и т.д.

Информация о службах, к которым можно обратиться за помощью в случае защиты своих прав и/или в случае трудной жизненной ситуации

 

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Гражданско-патриотическое воспитание — это процесс подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в социально значимых делах, реализации прав и обязанностей.

Гражданственность — нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед коллективом, к которому он принадлежит — это государство, семья, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от посягательств общественные права и интересы, в ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Гражданская позиция — это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей.

Патриотизм и гражданственность выражаются в совокупности достойного поведения и высоких нравственных чувств: это любовь к Родине, следование традициям своего народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к защите чести и достоинства Родины, воинская храбрость, мужество и самоотверженность, отрицание расовой и национальной нетерпимости, уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Правовое просвещение направлено, в частности, на формирование последовательной, твёрдой, аргументированной активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности — её знаний в области права, а также социологии, этики, политологии, позволяющих ей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей, применить свои знания и умения на практике.

Примерные мероприятия:

  • изучение символики России, края, города, школы; оформление уголка символики;
  • проведение мероприятий и акций, посвящённых памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
  • изучение родного края и страны через организацию походов, заочных путешествий;
  • совершенствование системы классного и школьного управления;
  • организация встреч с заслуженными людьми, выпускниками школы, ветеранами войн;
  • работа творческого объединения «Сыны Отечества» в МБОУ Гимназия № 24.

Гражданско-патриотическое воспитание, прививающее любовь к Родине и ощущение ответственности за её процветание, начинается «с картинки в твоём букваре» — с младшего возраста. Но особенно необходима работа в этом направлении с подростками — в 14 лет молодой человек получает паспорт и становится гражданином страны. Понятие гражданин имеет и юридический смысл (принадлежность к государству), и особый моральный.

Гражданин — это человек, знающий и уважающий законы своей страны, занимающий активную нравственную позицию, осознающий свою ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.

Подросток должен оценить свой новый статус как переход к реальной взрослости с новыми правами и ответственностью. Он должен узнать, что с 14 лет человек при правонарушении подпадает под многие статьи уголовного и административного кодексов. И удобный момент предоставить ему информацию о том, что он может и чего не должен с этого дня делать — это момент вручения паспорта.

 

Борьба с терроризмом

Ежегодно 3 сентября в России отмечается день солидарности в борьбе с терроризмом. В нашей стране трагическая дата 3 сентября неразрывно связана с ужасающими событиями, произошедшими в Беслане в 2004 году.

В рамках декады солидарности в борьбе с терроризмом сегодня в гимназии прошли классные часы.
Гимназисты вспомнили трагедию в Беслане, в которой погибло более трехсот человек, среди которых 186 детей.
Также ребята рассмотрели правила поведения при чрезвычайных ситуациях, поговорили о профилактике терроризма и экстремизма, ответили на вопрос о том, как правильно противодействовать терроризму и как себя вести при террористических атаках.
А ученики 4 класса познакомились с понятием «Толерантность» и поделились друг с другом что это значит — быть толерантным. Юные гимназисты, работая в группах, анализировали различные жизненные ситуации и пришли к выводу, что толерантность это доброта, уважение, взаимопонимание и терпимость друг к другу, это желание что-либо делать вместе и принятие другого таким, какой он есть.


Классные часы сопровождались социальными роликами, информационными памятками и тематическими презентациями.

С терроризмом следует не только бороться, но и предупреждать его возникновение. Только толерантность и взаимное уважение позволят предупредить разрастание террора, это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

 

 

Противодействие коррупции

ПАМЯТКА «Что следует знать  о коррупции»

Памятка «Если у Вас вымогают взятку. Что делать»

 

Снижение бюрократической нагрузки на педагогов

Письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора от 22.12.2022 № СК-773/03 / 01-141/01-01 «О снижении бюрократической нагрузки на образовательные организации»

 

 

 

 

Яндекс.Метрика