О нас:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Гимназия № 24 имени Бориса Львовича Розинга"

Логопедический пункт

Учитель-логопед Ирина Геннадьевна Клим
 
Режим работы логопедического пункта:
понедельник 12.30 — 16.30
вторник 12.00 — 16.00
среда 12.00 — 16.00
четверг 12.00 — 16.00
пятница 12.30 — 16.30
 
Консультации для родителей:
(по предварительной записи)
вторник 12.00 — 12.30
четверг 12.00 — 12.30
 
 
Положение о логопедическом пункте
 
______________________________________________________________

Советы учителя-логопеда

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

     Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

   Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и письмом, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи:

  • Умение слушать и слышать других

     Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по инструкции.

Сформированность звуковой стороны речи, которая предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи очень часто отрицательно сказываются на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

Умение различать звуки речи на слух

     Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение опознать каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

Владение элементарными навыками звукового анализа слов

     Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

Достаточный словарный запас

     Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи- существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные…). Даже если дошкольник умеет читать, но его словарный запас скуден, он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Грамматический строй речи

     Ребенок должен уметь образовывать слова разными способами, уметь пользоваться словами в разной форме, например, изменять их по падежам, числам, родам, временам и т.д. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, уметь «подружить» их, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

Владение связной речью

    Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться задолго до школы.

Что же можно посоветовать  родителям для речевого развития ребенка?

  1. Устранить имеющиеся нарушения звукопроизношения ДО школы. Логопед должен стать вашим союзником в борьбе за чистоту речи ребенка. Чем дольше ребенок неправильно произносит тот или иной звук, тем прочнее он закрепляется в речи. Следовательно, в школе коррекция длится дольше, чем в детском саду.
  2. Развивать мелкую моторику: больше рисовать, раскрашивать, штриховать, лепить из пластилина и глины. Почаще играйте с массажными мячиками, собирайте бусы, катайте в руках мелкие камешки, заплетайте косы кукле, шнуруйте ботиночки. Развитой мелкой моторики не бывает без крупной, поэтому необходимо уделить внимание активному движению (прыжки, бег, плавание, катание на велосипеде и т.д.), а также игре в мяч.
  3. Работать над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память, воображение). Можно использовать такие упражнения: исправь ошибку в предложении, придумай/закончи сказку, рассказ. Почаще разучивайте маленькие стихи и пойте песенки.
  4. Играть с детьми в сюжетно-ролевые («Дочки – матери», «Магазин», «Больница», «Стройка» и др.) и настольные игры. Это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции, по правилам.

    Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми! Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным.

   Подготовка ребенка к школе с точки зрения полноценности всех сторон его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем. Если у вас есть сомнения относительно готовности к школьному обучению, лучше проконсультироваться со специалистом!

 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика